Покровский женский монастырь
Город, в котором мы живём, был основан при царе Федоре Иоановиче в 7094 году. «Как же такое может быть?», - спросите вы. Ответ прост - до Петра I летоисчисление на Руси вели не от Рождества Христова, а от Сотворения мира. Воистину, велик был царь-реформатор Петр Алексеевич Романов, ничто не могло ускользнуть от его зоркого взора, даже такой, казалось бы, пустяк как календарь. Тогда и выяснилось, что год рождения Воронежа надо вести с 1586 года. На том и порешили.
А вот о возрасте нашего сегодняшнего юбиляра споров нет никаких. Ровно 400 лет назад, в 1623 году, по благословлению митрополита Филарета (Романова), 30 сестер-послушниц во главе со старицей Марфой основали в Воронеже женский монастырь, получивший имя «Покровский» по главной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Разместился монастырь на склоне холма в северо-восточной части городской крепости, там где сейчас к улице Николая Таранченко подходят верхние участки Бауманского переулка и улица имени Петра Алексеева. Помощь монастырю в становлении и развитии с готовностью стали оказывать горожане и донские казаки, как единственному религиозному прибежищу для женщин на всем течении реки Дон.
В 1702 году по просьбе игуменьи Ирины и по указанию царя Петра I было решено перенести монастырь за город, к урочищу Терновая поляна, так как грохот и крики на корабельных верфях, находившихся недалеко от монастырских стен, мешали мирному течению жизни насельниц. Монастырю там отвели обширный незаселенный участок в пять десятин. Сестры начали обживать и обихаживать новое место, и уже в 1751 году в обители появилась первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери.
При Екатерине II в 1764 была проведена секуляризация (изъятие) церковных земель. Из пяти женских монастырей Воронежской епархии епископу Тихону (Соколову) разрешалось сохранить только один. Он выбрал Покровский Девичий в Воронеже.
В 1788 году в монастыре началось строительство новой каменной церкви, завершенное в 1792 году. Главный храм стал теперь именоваться Преображенским с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери. В одном из приделов этой церкви хранилась особо чтимая Смоленская икона Божией Матери. По преданию, ею митрополит Филарет в 1623 году благословил созданную в Воронеже обитель. Преображенская церковь не отапливалась, но к дому игуменьи почти вплотную примыкала теплая, или зимняя церковь во имя Всех Святых Печерских. В Печерской церкви имелось множество драгоценных реликвий. Особенно выделялась своей красотой и пышным убранством Казанская икона Божией Матери. Ее оклад по ценности не имел себе равных в Воронеже: в венец Богоматери были вделаны большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, вокруг шли еще двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю в 1887 году по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой.
Монастырь процветал, средства для безбедной жизни добывались белошвейной работой, вышиванием, да подаяниями щедрых мирян. Например, в 1889 году монастырь получил 1120 рублей по духовному завещанию купчихи Александры Васильевны Андроновой на поминовение «ея со всеми сродичами». Заметим, что в их число входил и ее брат, поэт-самородок Алексей Васильевич Кольцов. К началу ХХ века Покровский женский монастырь имел в своем составе два храма, странноприимный дом и больницу. Девичья обитель занимала территорию от нынешней улицы Сакко и Ванцетти вплоть до реки Воронеж.
Установившаяся после революции 1917 года советская власть с первых же дней своего существования начала беспощадную борьбу с церковной и монастырской жизнью. И уже в 1929 году воронежская газета «Коммуна» сообщала о снятии с храма Покровской обители креста, венчающего купол. По преданию, в этот же день ушла из жизни игуменья Покровского монастыря. Со временем территория Девичьего монастыря ушла под частную застройку. Через нее по направлению к реке прошли две параллельные улицы, названные в 1930-е годы Рабочим городком.
О том, что в Воронеже когда-то была древняя обитель, дарившая тепло и приют всем нуждавшимся в ласке и утешении, говорят лишь чудом сохранившиеся после урагана трагических событий осколки Покровского женского монастыря. В Рабочем городке можно увидеть полукруг алтарной апсиды - самой святой части храма. При внимательном изучении можно отыскать в перестроенном виде до десятка старинных зданий, входивших в монастырский ансамбль. А остатки некогда прекрасного парка воронежцы по сей день называют садом игуменьи Смарагды.
Мать Смарагда («смарагдом» в то время называли ярко зеленый драгоценный камень изумруд) была незаурядной личностью, много сделавшей для прославления и процветания вверенного ей монастыря. Игуменья Смарагда (в миру Бегичева Варвара Никитична) приходилась родной сестрой воронежскому губернатору (1830–1836) писателю Дмитрию Никитичу Бегичеву. Она любила поэзию и музыку, имела тонкий художественный и эстетический вкус. Когда в 1837 году Воронеж посетил известный русский литератор Василий Андреевич Жуковский, он почтил своим визитом и мать-игуменью Смарагду, о чем оставил в своем дневнике любопытные для воронежских краеведов записи. Поэт описывает в них монашеские кельи, дивные цветы в саду, кладбище, где обрели последний свой приют как сестры во Христе, так и самые знаменитые и уважаемые горожане того времени: Веневитиновы, Сенявины, Чертковы и другие.
Вот какие славные имена встают пред нами при рассказе о воронежском Покровском женском монастыре, чей 400-летний юбилей пришелся на 2023 год.
Литература:
- Воронежский Покровский монастырь / Древо : открытая православная энциклопедия / Текст : электронный // https: // drevo-info.ru/ articles / 13673976.html (дата обращения 02.03.2023)
- Попов П. Воронеж. История города в названиях улиц / П. Попов // Воронеж: Кварта, 2003. - С.283-285.
- Историко-культурное наследие города Воронежа / руководитель научного проекта Э.А. Шулепова ; научные редакторы Е.Н. Чернявская, Т.С. Старцева. - Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. - С. 203-206.